Неточные совпадения
Он видел, что сложные условия жизни, в которых он находился, не допускали возможности тех грубых доказательств, которых требовал
закон для уличения преступности жены; видел то, что
известная утонченность этой жизни не допускала и применения этих доказательств, если б они и были, что применение этих доказательств уронило бы его в общественном мнении более, чем ее.
Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и
известным.
Но когда прошло
известное время, и он ничего не устроил, ничего не показал, и когда, по
закону борьбы за существование, точно такие же, как и он, научившиеся писать и понимать бумаги, представительные и беспринципные чиновники вытеснили его, и он должен был выйти в отставку, то всем стало ясно, что он был не только не особенно умный и не глубокомысленный человек, но очень ограниченный и мало образованный, хотя и очень самоуверенный человек, который едва-едва поднимался в своих взглядах до уровня передовых статей самых пошлых консервативных газет.
Это
закон природы, хотя
известным образованием и выдержкой может быть прикрыто очень многое.
Во-первых, нам известен только один верхний, образованный слой Европы, который накрывает собой тяжелый фундамент народной жизни, сложившийся веками, выведенный инстинктом, по
законам, мало
известным в самой Европе.
Есть как бы
закон диалектического развития, согласно которому дурное, злое в
известный период не уничтожается, а преодолевается (Aufhebung), и в преодоление входит все положительное предшествующего периода.
Все
известные нам многими наполнены во нравах и обычаях,
законах и добродетелях противоречиями.
— Так-с… А я вам скажу, что это нехорошо. Совращать моих прихожан я не могу позволить… Один пример поведет за собой десять других. Это называется совращением в раскол, и я должен поступить по
закону… Кроме этого, я знаю, что завелась у вас новая секта духовных братьев и сестер и что главная зачинщица Аграфена Гущина под именем Авгари распространяет это лжеучение при покровительстве хорошо
известных мне лиц. Это будет еще похуже совращения в раскол, и относительно этого тоже есть свой
закон… Да-с.
— Это вздор: родительская любовь предрассудок — и только. Связь есть потребность,
закон природы, а остальное должно лежать на обязанностях общества. Отца и матери, в
известном смысле слова, ведь нет же в естественной жизни. Животные, вырастая, не соображают своих родословных.
Против нашего дома жил в собственном же доме С. И. Аничков, старый, богатый холостяк, слывший очень умным и даже ученым человеком; это мнение подтверждалось тем, что он был когда-то послан депутатом от Оренбургского края в
известную комиссию, собранную Екатериною Второй для рассмотрения существующих
законов.
— В том, — отвечал тот, — что он никак не мог понять, что, живя в обществе, надобно подчиняться существующим в нем
законам и
известным правилам нравственности.
— Смотрите, что выходит, — продолжал Вихров, — по иностранным
законам прокурор должен быть пристрастно строг, а адвокат должен быть пристрастно человечен, а следователь должен быть то и другое, да еще носить в себе убеждение присяжных, что виновно ли
известное лицо или нет, и сообразно с этим подбирать все факты.
Независимо от ума, ловкости, знания
законов и в особенности кассационных решений, тут необходима и
известная доля самопожертвования.
Словом сказать, «почва», по мнению Тебенькова, есть все то, что не воспрещено, что не противоречит ни
закону, в его современном практическом применении, ни обычаям
известной общественной среды.
Конечным выводом этой философии получалось заключение, что все люди поголовно мерзавцы, только в разной степени, а так называемые порядочные и честные люди — или идиоты, или жертвы
известных общественных
законов.
Учить Настеньку чистописанию,
закону божию, 1-й и 2-й части арифметики и грамматике Петр Михайлыч начал сам. Девочка была очень понятлива. С каким восторгом он показывал своим знакомым написанную ее маленькими ручонками, но огромными буквами
известную пропись: «Америка очень богата серебром!»
Посадили раба божьего в тележку, привозят:"извольте, говорит, те самые
законы написать, о которых вчера в
известном вам месте суждение имели!"Ну, он сел и написал.
Закон же, основанный на насилии, преследует только
известные виды корыстолюбия, как-то: воровство, мошенничество и
известные виды распутства и жестокости, как-то: нарушение супружеской верности, убийства, увечья, — вследствие этого как бы разрешая все те проявления корыстолюбия, распутства и жестокости, которые не подходят под его узкое, подверженное лжетолкованиям определение.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не
известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся
законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в
известное время или от чего-либо в
известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский
закон любви, подчинение которому составляет смысл его жизни.
Точно так же судьи, присудившие неправильно лес помещику, потому только и сделали то, что сделали, что они представляются себе не просто людьми, такими же, как и все другие, и потому обязанными во всех делах руководиться только тем, что они считают правдой, а под опьянением власти представляются себе блюстителями правосудия, которые не могут ошибаться, и под влиянием же опьянения подобострастия представляются себе людьми, обязанными исполнять написанные в
известной книге слова, называемые
законом.
Насилие всегда, в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает в одной неподвижной форме
закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как общественное мнение отрицает и осуждает все поступки, противные нравственному
закону, захватывая поэтому в свое осуждение самые разнообразные положения,
закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только
известный, очень узкий ряд поступков, этим самым как бы оправдывая все поступки такого же порядка, не вошедшие в его определение.
Живет спокойно такой человек: вдруг к нему приходят люди и говорят ему: во-1-х, обещайся и поклянись нам, что ты будешь рабски повиноваться нам во всем том, что мы предпишем тебе, и будешь считать несомненной истиной и подчиняться всему тому, что мы придумаем, решим и назовем
законом; во-вторых, отдай часть твоих трудов в наше распоряжение; мы будем употреблять эти деньги на то, чтобы держать тебя в рабстве и помешать тебе противиться насилием нашим распоряжениям; в-3-х, избирай и сам избирайся в мнимые участники правительства, зная при этом, что управление будет происходить совершенно независимо от тех глупых речей, которые ты будешь произносить с подобными тебе, и будет происходить по нашей воле, по воле тех, в руках кого войско; в-четвертых, в
известное время являйся в суд и участвуй во всех тех бессмысленных жестокостях, которые мы совершаем над заблудшими и развращенными нами же людьми, под видом тюремных заключений, изгнаний, одиночных заключений и казней.
Оказывается, что перед судом ученых нашего времени
закон еврейский: зуб за зуб и око за око, —
закон справедливого возмездия,
известный человечеству 5000 лет тому назад, более целесообразен, чем
закон любви, 1800 лет тому назад проповеданный Христом на место этого самого
закона справедливости.
Из объяснений с правителем канцелярии он совершенно случайно узнал, что существует
закон, который в
известных случаях разрешает, в других — связывает.
И вот, в одно прекрасное утро, когда он предположил окончательно размахнуться, правитель канцелярии объявил ему о существовании
закона, который маханию руками поставляет
известные пределы.
Известно, что, по мнению сих почтенных теоретиков, критика есть приложение к
известному произведению общих
законов, излагаемых в курсах тех же теоретиков: подходит под
законы — отлично; не подходит — плохо.
Все это летит, летит века, тысячелетия летит, и по
известным там
законам отпечатывается, наконец, на какой-нибудь огромной, самой далекой планете.
Любимец трех государей [Любимец трех государей — Александра I, Николая I и Александра II.], Михайло Борисович в прежнее суровое время как-то двоился: в кабинете своем он был друг ученых и литераторов и говорил в
известном тоне, а в государственной деятельности своей все старался свести на почву
законов, которые он знал от доски до доски наизусть и с этой стороны, по общему мнению, был непреоборим.
— Нет, оно более чем одной только формы утверждения
законов касается, — возразила ему Елена, — а потому я все-таки буду держаться моего определения, что
законы суть договоры [
Законы суть договоры — юридическое и социологическое учение, возникшее в XVIII веке и разрабатывавшееся передовыми мыслителями своего времени — Беккариа, Руссо и другими.]; и вообразите, я родилась в
известном государстве, когда договоры эти уже были написаны и утверждены, но почему же я, вовсе не подписавшаяся к ним, должна исполнять их?
— Яков Семеныч, по-моему, совершенно справедливо говорит, — отшлепывал Николя, побрызгивая слюнями во все стороны. — Девушка эта сделалась в
известном положении: значит, она грешна против седьмой заповеди […она грешна против седьмой заповеди — седьмая заповедь так называемого «
Закона Моисеева», согласно библейской легенде, гласит: «не прелюбодействуй».], — так?
—
Законы суть условия, которые люди, составившие
известное общество, заключили между собой, чтобы жить вместе, — так?.. — пояснила Елена барону и вместе с тем как бы спросила его.
Конечно, быть может, на суде, когда наступит приличная обстоятельствам минута — я от всего сердца желаю, чтобы эта минута не наступила никогда! — я тоже буду вынужден квалифицировать
известные действия
известного «друга» присвоенным им в
законе именем; но теперь, когда мы говорим с вами, как порядочный человек с порядочным человеком, когда мы находимся в такой обстановке, в которой ничто не говорит о преступлении, когда, наконец, надежда на соглашение еще не покинула меня…
Ломая и опрокидывая все
законы,
известные Персикову, как свои пять пальцев, они почковались на его глазах с молниеносной быстротой.
Все на свете — и хорошее и дурное — дается человеку не по его заслугам, а вследствие каких-то еще не
известных, но логических
законов, на которые я даже указать не берусь, хоть иногда мне кажется, что я смутно чувствую их.
Наконец, сами
законы никогда не бывают совершенны: в данное время они имеют
известный условный смысл, но с течением времени, по требованию обстоятельств, они должны изменяться; сатира, обличая порок, должна смотреть не на то, какой статье
закона он противоречит, а на то, до какой степени противоположен он тому нравственному идеалу, который сложился в душе сатирика.
Разумеется, высказаны были мнения, что равенство образования всех сословий в государстве есть утопия; что для высших знаний (как, например, знание
законов, истории и т. п.) есть «некоторое количество людей, занимающих в организации государства
известное место и значение» («Земледельческая газета», №№ 15, 44, 45).
[Я и мой товарищ по гимназии, нынче
известный русский математик К. Д. Краевич, знавали этого антика в конце сороковых годов, когда мы были в третьем классе Орловской гимназии и жили вместе в доме Лосевых, «Антон-астроном» (тогда уже престарелый) действительно имел кое-какие понятия о небесных светилах и о
законах вращения, но главное, что было интересно: он сам приготовил для своих труб стекла, отшлифовывая их песком и камнем из донышек толстых хрустальных стаканов, и через них он оглядывал целое небо…
Известный факт народного преследованья ведьм, за которых заступился гуманный митрополит Серапион, совершенно пропадает среди бесчисленных постановлений соборов и строгих
законов Петра относительно чародейства.
Один богатый и просвещенный вельможа, князь Юсупов, всем
известный любитель и знаток театра, мнения которого были
законом для всех образованных людей, прислал мне от неизвестного сто рублей, а что всего важнее, он, сидя всегда в первом ряду кресел, удостоил меня не хлопанья (он этого никогда не делал), а троекратного прикосновения пальцев правой руки к ладони левой.
Но при этом обращении их совершается, по некоторым, иногда
известным, а иногда и неизвестным нам, химическим
законам, притяжение их к той или другой части организма.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного
закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего
закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление
известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Над всяким человеком, где бы он ни родился, существует собрание людей, совершенно не
известных ему, которые устанавливают
законы его жизни: что он должен и чего не должен делать; и чем совершеннее государственное устройство, тем теснее сеть этих
законов.
Больше того, религия, которую хотят целиком свести к морали, в целостности своей находится выше морали и потому свободна от нее: мораль существует для человека в
известных пределах, как
закон, но человек должен быть способен подниматься и над моралью [Одним из наиболее ярких примеров преодоления морали является война, поэтому так трудно морально принять и оправдать войну, и остается только религиозное ее оправдание.
По рассказам шведа, только такими суровыми
законами, выработанными на месте золотоискателями, и мог сохраняться до
известной степени порядок, и не было частых преступлений.
Все происходит согласно
законам механики, физики, химии, физиологии, но нет
закона, в силу которого этот человек вышел в
известный час из дома и в такой-то момент вошел в автомобиль на углу улицы.
В сущности, этика
закона всегда ритуальна и символична, потому что она требует от человека
известного поведения и
известных действий, независимо от того, каков человек и есть ли реальное преображение за этими действиями.
Когда добро находится под
законом, оно в
известном смысле есть безбожное добро.
«Батюшка» учил нас
Закону Божию, а дома соблюдались предания: ездили к обедне, говели, разговлялись — все это истово, но без всякого излишества,и религиозное чувство поддерживалось простое, здоровое и, в юных летах, не лишенное отрадных настроений в
известные праздники, в говенье, на Пасху, в Троицу.
Для Сергея Андреевича и Киселева взгляды их противников были полны непримиримых противоречий, и они были убеждены, что те не хотят видеть этих противоречий только из упрямства: Даев и Наташа объявляли себя врагами капитализма — и в то же время радовались его процветанию и усилению; говорили, что для широкого развития капитализма необходимы
известные общественно-политические формы, — и в то же время утверждали, что сам же капитализм эти формы и создаст; историческая жизнь, по их мнению, направлялась не подчиняющимися человеческой воле экономическими
законами, идти против которых было нелепо, — но отсюда для них не вытекал вывод, что при таком взгляде человек должен сидеть сложа руки.
Есть в
известном совокуплении вещества подчинение высшему
закону организма, — мы признаем в этом совокуплении вещества жизнь; нет, не начиналось или кончилось это подчинение, — и нет уже того, что отделяет это вещество от всего остального вещества, в котором действуют одни
законы механические, химические, физические, — и мы не признаем в нем жизни животного.